Как создать яркую айдентику и улучшить имидж бренда
«Брендбук? Зачем мне это нужно? — равнодушно говорит владелец небольшой компании. — У меня небольшой бизнес. У меня есть логотип, что еще нужно? Мне не нужен никакой брендбук»
Их бизнес, скорее всего, так и останется небольшим, если однажды он не исчезнет полностью. Этот предприниматель толком не знает, что такое брендбук и чем он полезен. Возможно, им не хватает стратегического мышления или они не верят, что брендбук поможет их небольшой компании выйти на новый уровень. Кто-то сказал им, что брендбук нужен только крупным компаниям.
Зачем нужен брендбук?
Брендбук — это документ, который содержит основные ценности и принципы компании, а также принципы фирменного стиля. Тем, кто заинтересован в развитии и продвижении своего бизнеса, брендбук нужен как воздух — независимо от размера их компании.
Брендбук называют «Библией бренда», что говорит о его важности. Содержит всю важную информацию о бренде: описание ценностей, философии, методов позиционирования компании, стратегии развития. В процессе его создания вы структурируете информацию, выявляете проблемные и упущенные моменты, а главное — получаете целостное видение бренда и его позиционирования. Многие предприниматели буквально «закрывают глаза» при работе над брендбуком. Они охвачены новыми идеями, находят видение перспектив своего дела.
Эти чудесные открытия не произойдут, если вы поручите кому-то создать брендбук, но не будете в этом лично участвовать. Лучшее решение — командная работа с хорошей обратной связью между вами и исполнителем.

Цели брендбука
Брендбук нужен не только внутри компании. Он может быть полезен вашим клиентам и деловым партнерам, а также дизайнерам для дальнейшей работы.
Основные цели брендбука:
- систематизация информации о бренде в одном документе;
- информирование сотрудников о целях бренда и его миссии;
- повышение эффективности маркетинговой деятельности;
- помощь в создании имиджа и репутации бренда;
- стандартизация процесса использования элементов фирменного стиля.

Профессионально сделанный и красивый брендбук настолько мотивирует сотрудников компании на приобщение к бренду и его философии, что миссия бренда превращается в личную.
Визуальное воплощение ценностей бренда мотивирует людей доверять ему.
Структура брендбука
Брендбук обычно состоит из трех частей: идеологической, визуальной и юридической.
Идеологическая часть дает ответы на основные вопросы: что такое ваш бренд, для кого он создан, какова его миссия и как бренд общается с потребителями.
Наглядно-коммуникативная часть является графическим воплощением идейной. Здесь вы регулируете, как именно, с помощью каких знаков, символов и слов ваш бренд должен доносить до потребителей ключевые ценности бренда. Для технического описания элементов фирменного стиля создается руководство. Он может быть как частью брендбука, так и самостоятельным документом.
Юридическая часть. Документы, регулирующие авторские права компании, перечислены здесь.

Платформа бренда – основа брендбука, его смысловое ядро. Это структурированное описание ключевых компонентов позиционирования. Он включает в себя аудит рынка, аудит продукта, анализ целевой аудитории, анализ конкурентов, УТП (уникальное торговое предложение) и RTB бренда (причина верить).
Текст «семантического ядра» должен быть сформулирован доходчиво и просто, эмоционально сильно, ясно и красиво. Особенно это касается формулировки бизнес-идеи, слогана и девиза компании.
Впечатление от самого красивого смысла может быть разрушено плохим визуалом, поэтому работу над дизайном брендбука следует доверить только профессионалам.
Основные элементы брендбука
Обложка
Он заявляет о бренде и демонстрирует наиболее узнаваемые элементы фирменного стиля — логотип, цвета и шрифты.

2. Содержание
Независимо от количества страниц в книге, перемещаться по ней должно быть легко и удобно. Содержание электронной версии должно оставаться на экране, пока вы пролистываете брендбук.
Внутренняя часть и оглавление вашего брендбука могут быть более или менее подробными. Количество страниц зависит от потребностей вашего бизнеса. Стандартов для брендбуков не существует, каждый из них уникален. Есть как «брендбуки» на одну-две страницы, так и образцы толщиной с роман.
3. История бренда
Представьте свой бренд читателям. Лучше, если это будет краткий и вдохновляющий текст. Такой текст лучше воспринимается и запоминается. Описание сопровождается фотографиями и (или) иллюстрациями в фирменном стиле.
В оглавлении кратко указано главное, например:
а. Привет, это мы. Это то, что мы делаем и производим.
б. Наша миссия, видение и ценности.

Увлажнитель воздуха AQ — 3D-моделирование и фирменный дизайн
Это может быть полезно:
Основы позиционирования бренда
Что делает бренд успешным
4. Руководство
Это инструкция по использованию фирменного стиля. Руководство регламентирует правила размещения элементов фирменного стиля на рекламных носителях.

Основные элементы фирменного стиля:
- Логотип
По логотипу клиенты узнают и запоминают ваш бренд. Используя простые символы, логотип раскрывает суть бренда и доносит до аудитории миссию и принципы компании. В разделе, посвященном логотипу, вы можете указать следующее:
а. Наш логотип и его значение.
б. Правила использования логотипа.
В разделе представлены варианты цвета логотипа, его допустимые размеры и пропорции, тип логотипа в черно-белом варианте, руководство по использованию логотипа в социальных сетях, на лендингах, упаковках товаров и т.д.

Еще по этой теме: Логотип успеха
- Набор фирменных цветов
Набор корпоративных цветов закрепляется за брендом на долгие годы, создает и обеспечивает единство его восприятия на всех рекламных, информационных и других носителях, работает на его узнаваемость.

В этом разделе перечислены основные, второстепенные цвета и их сочетания с обязательным указанием их кодов для печати (CMYK) и использования в Интернете (RGB и HEX).
Основные пункты раздела:
а. Наши цвета.
б. Образцы и примеры кодов.
с. Допустимые комбинации.

- Типография
Большинство брендов используют один или два основных шрифта, а также дополнительный. Основные пункты в оглавлении этого раздела:
а. Наши шрифты.
б. Использование шрифтов в различных медиа.
Этот раздел регулирует:
- использование каждого шрифта (логотип, заголовки и подзаголовки, текст и другие элементы);
- минимальный и максимальный размер;
- межбуквенный и межстрочный интервал;
- предпочтение типографики: выравнивание по левому краю, правому краю или по центру.
- Картинки
Здесь отображаются изображения, соответствующие стилю бренда — графика, фотографии и иллюстрации. Вы можете использовать вдохновляющие примеры, которые передают желаемое сообщение.

В оглавлении следует кратко отразить следующее:
а. Образы нашего бренда.
б. Правила размещения изображений.
Этот раздел регулирует:
- нюансы выбора изображений для разных сред (социальные сети, каталог или сайт);
- метод обработки фотографий, использование фильтров;
- иллюстрации, интерактивные элементы или видеоролики (при необходимости);
- сочетание фото с текстом и логотипом.

- Тон голоса
Голос бренда — важный маркетинговый инструмент, ваш стиль общения с целевой аудиторией. Тон голоса должен быть одинаковым во всех каналах связи, будь то электронная почта, реклама или презентация. Кратко в оглавлении брендбука:
а. Наш тон голоса.
б. Что можно и что нельзя использовать.
- Веб-сайт
Этот раздел показывает, как выглядит ваш веб-сайт или целевая страница, и регулирует допустимый и неприемлемый контент.
а. Наша посадка.
б. Наша продукция (услуги).
Пример руководства по стилю бренда British Rail
Заключение
Брендбук — это книга жизни вашей компании, ее настоящего и будущего.
Это не просто красивая книга, которую ставят на полку для презентабельности и украшения офиса. Вы, несомненно, захотите поставить его там. Но его основная цель — быть практическим маркетинговым инструментом. Все сотрудники компании должны ознакомиться с правилами брендбука и применять их в работе. Брендбук — это инструмент активной работы по развитию компании и атрибут вашего успеха.